Занятия музыкой крайне важны для детского организма и комплексного становления личности. Пение, игра на флейте, пианино или любом другом музыкальном инструменте – все это не только развивает музыкальный вкус, но и улучшает мелкую моторику рук, внимание и другие важные навыки.
Сейчас все большее количество родителей хочет отдать своего ребенка в музыкальную школу. Часто они сами далеко не являются музыкантами, плохо разбираются в вопросах подобного образования, но они понимают, что музыкальное образование воспитывает вкус и другие важные качества личности в человеке.
Получается, что большинство родителей смутно представляет себе с чего начинать. Какие занятия музыкой для детей необходимы? Какой музыкальный инструмент выбрать? Нужна ли какая-то предварительная подготовка? Вопросов действительно много, поэтому разберемся в этой проблеме более подробно.
С чего начать?
Обучение детей музыке следует начинать с самого раннего возраста. Заезженная фраза, но это не отменяет ее актуальности. Так с чего лучше всего начать?
Для начала представим, что музыка – это язык, которому Вы хотите научить своего ребенка. Какой будет первый шаг? Конечно, создание правильной языковой среды. Эффективность этого метода можно проследить по тем людям, которые учат иностранный язык среди его непосредственных носителей, т.е. когда человек находится в условной Англии, то он намного быстрее выучит английский язык, потому что на нем элементарно разговаривают все люди.
Так и с музыкой – чем больше слуховой музыкальный опыт, тем легче будет ребенку в дальнейших занятиях музыкой. Язык изучается детьми с рождения, они слышат, как разговаривают их родители, у них накапливается пассивный и активный словарный запас.
Соответственно, родители должны создать необходимую музыкальную среду, чтобы ритмические и интонационные формы и звуки стали привычными для ребенка. Начинать можно с самого рождения, слушая хорошую и позитивную музыку, которая благоприятно влияет на нервную систему мамы и ее малыша. Собственное пение, слушание песен, игра на музыкальных инструментах (если Вы, конечно, владеете такими навыками) – все это благоприятно сказывается на ребенке.
Можно использовать детские музыкальные игры для малышей. Особенно хороши речитативы-импровизации с игрушками. Можно создать импровизированное «общение» игрушек между собой под мотив из 3-4 звуков. Дополнительный плюс, если в Вашем доме есть синтезатор или даже настоящее пианино. Эти же речитативы можно проигрывать на клавишах в разных регистрах.
Помните, что ни в коем случае нельзя навязывать занятия музыкой. Совместное пение песен или распевки под аккомпанемент музыкального инструмента должны продолжаться по 1-2 минуты, но несколько раз в день. Одно занятие не должно длиться слишком долго, иначе у ребенка быстро исчезнет интерес к ним, и он будет воспринимать их как какое-то подневольное занятие.
Когда можно начинать обучение музыке детей дошкольного возраста с педагогом?
Допустим, Вы активно занимаетесь со своим ребенком дома, поете с ним песни, играете на инструменте и т.д. Но это лишь начальный этап, который является хорошей базой, но все равно не может быть полноценным обучением. Для этого нужна комплексная работа музыкального педагога, который знает свое дело и понимает, как именно работать с детьми.
Начало музыкальных занятий с детьми раннего возраста всегда индивидуально. Иногда приходится слышать, что некоторые дети начинают обучение у педагога уже в 3-4 года, но это скорее является исключением. Как правило, у таких детей родители сами являются музыкантами, либо они намного опережают свой возраст по музыкальному развитию.
Так с какого возраста берут в музыкальную школу? Как правило, с 6-7 лет, но бывает и раньше – в 5 лет. Здесь все зависит от особенностей ребенка. В частности, может ли он быть усидчивым и удерживать внимание хотя бы в течение 15 минут? Если да, то он уже готов к занятиям. В большинстве музыкальных школ нагрузка постепенная, т.е. сначала начинают с небольших по времени занятий, затем увеличивая их до 30 минут. Такое вхождение в учебный процесс может занять от 1 до 3 месяцев.
В нашей Школе педагоги преподают детям раннее музыкальное развитие, которое позволяет им приобщиться к удивительному миру музыки. Это хороший старт для ребенка, который в дальнейшем хочет обучиться игре на каком-нибудь музыкальном инструменте или пойти на курсы вокала. Стандартный график у нас – это 2 раза в неделю, что является достаточным для общего музыкального развития. В то же время родители могут приводить своих детей к нам чаще, если они хотят более углубленного погружения в мир музыки.
Есть ли смысл обучения с педагогом для детей в возрасте 2-5 лет?
Мы уже установили, что средний возраст, когда родители отправляют детей в музыкальную школу – это 6-7 лет. Но опыт показывает, что дети, которые начали обучение раньше, имеют определенное преимущество по сравнению со старшими детьми.
Для детей в возрасте от 2 до 5 лет характерны следующие качества:
- Эмоциональное и более непосредственное восприятие окружающего мира.
- Быстрое усвоение новых движений и любой информации.
- Некая рассеянность, быстрое переключение внимания, т.е. им достаточно тяжело сосредоточиться на каком-то одном занятии.
- Дети раннего возраста априори не могут планировать свой день, поэтому и живут по принципу «здесь и сейчас».
В этом списке есть как качества, которые будут полезны при обучении, так и те, которые могут помешать занятиям с педагогом. Но все же мы рекомендуем отдавать ребенка в музыкальную школу как можно раньше, потому что музыка будет восприниматься им как нечто обыденное, на уровне подсознания (как и в случае изучения родного языка).
Но и здесь важно не переусердствовать – если Ваш ребенок сам не интересуется музыкой, не любит петь, то нет никакой причины проводить занятия с педагогом в возрасте 3-4 лет. Дайте ему побыть ребенком, ведь повышенная нагрузка может негативно сказаться на его физическом и эмоциональном состоянии. Если Вы считаете, что Ваш ребенок еще не готов к музыкальной школе, то нет ничего страшного, если он пойдет туда в 6, 7 или 8 лет.
Как понять, готов ли Ваш ребенок к занятиям музыкой?
Для многих родителей является дилеммой – дать ребенку развиваться естественно или начать его обучение с педагогом? Здесь опять же важно избегать крайностей. Есть немало случаев, когда ребенок начал обучение музыке в 3 года, а уже в 5-6 лет он дает концерты и занимается по несколько часов в день. В таком режиме детская нервная система может попросту не выдержать.
Но важно избегать и другой крайности, когда родители, услышав заявление ребенка о том, что он не хочет идти на занятия, принимают это за осознанное решение. В большинстве случаев это просто сиюминутный каприз, плохое настроение и родителям важно переключить ребенка с этого состояния. Дети в раннем возрасте просто не могут видеть всю перспективу от музыкального образования, поэтому нужно проявить свою родительскую волю.
Для начала нужно реально оценить общее развитие своего ребенка:
- Время концентрации внимания на одном занятии или предмете (от 5 до 30 минут).
- Умение слушать другого человека для получения информации.
- Интересы ребенка, его увлечения.
- Уровень социальной активности.
- Время, которое проводит ребенок в окружении взрослых, которые занимаются его развитием.
- Уровень развития мелкой и общей моторики, физическое развитие и т.д.
При этом если какие-то из этих пунктов развиты недостаточно хорошо, то особо переживать не стоит, потому что в детском возрасте все развивается стремительно.
Особенности выбора педагога и музыкальной школы
Обучение в музыкальной школе имеет свою специфику:
- Сама деятельность музыкальной школы направлена на воспитание профессиональных музыкантов. Конечно, среди курсов есть раннее эстетическое развитие и другие подобные направления, но в основном это профессиональные занятия фортепиано, вокалу и т.д. Кроме того, в музыкальной школе преобладает классический репертуар, поэтому ребенок будет радовать родителей произведениями Чайковского и Баха, а не популярными песнями (это безусловный плюс, по нашему мнению).
- Необходимо будет приобрести музыкальный инструмент, чтобы ребенок мог заниматься не только в школе, но и дома.
- Даже если в неделю проводится всего 2 занятия в музыкальной школе, то это все равно нагрузка для ребенка. Нужно будет подстраиваться под общеобразовательную программу в школе, распределять нагрузку и т.д.
- Для эффективного результата нужно будет заниматься дома, что может привести к тому, что у ребенка потеряется интерес, и он захочет бросить занятия.
Как и в любом другом обучении, роль учителя является основной. Это должен быть профессиональный педагог, который действительно любит то, чем занимается.
При выборе музыкального педагога не нужно ориентироваться на его звания и регалии. Конечно, это тоже важно и является показателем его квалификации, но это вовсе не главное. Бывает так, что учитель всю свою жизнь занимается с детьми со средними данными, не ставит перед ними каких-то нереальных задач, но он полностью отдает себя своей работе. Или педагог берет трудных подростков, которых он с помощью музыки вырывает из неблагоприятной среды, воспитывая в них положительные качества, которые пригодятся им в нормальной жизни. Конечно, такие подростки редко показывают выдающиеся результаты, но разве сам результат работы педагога стал от этого менее значимым?
Хороший учитель музыки:
- Может наладить коммуникацию с любым учеником. Он добр к детям, но в то же время может проявить твердость своего характера, если это необходимо. С детьми важно демонстрировать свой авторитет, но без перегибов.
- Умеет подстраиваться под индивидуальные особенности детей. Он должен оценивать фактический уровень каждого ученика, на основании чего и формировать свои требования.
- Прежде всего является именно учителем музыки, а уже во вторую – ее исполнителем. Далеко не все выдающиеся вокалисты или музыканты могут успешно преподавать – это абсолютно разные компетенции.
- Понимает, что основное – это польза для детей, их всестороннее развитие, а не победы в конкурсах.
- Любит музыку, умеет передавать это чувство своим ученикам.
- Открывает не только техническую сторону исполнения, но и художественную. Музыка – это нечто большее, чем просто октавы, гаммы и упражнения.
Найти такого педагога не так сложно, как Вы думаете. Но при музыкальном образовании роль родителей не менее важна. Ваше участие не должно заканчиваться на том, что Вы приводите и забираете ребенка из музыкальной школы. Вы должны заниматься с ним дома, всячески поддерживать его, даже если его фактические успехи пока не так очевидны.
Если Вы поставили цель приобщить его к миру музыки, то Вы и сами не должны отставать. Слушайте хорошую классическую музыку, делайте все возможное, чтобы стать образцом поведения для своего ребенка. Очень хорошо, если Вы и сами запишитесь на какие-нибудь курсы вокала или игры на музыкальном инструменте. Помните, что начинать никогда не поздно. Пусть Вы и не станете знаменитым музыкантом, но эти занятия привнесут что-то новое в Вашу личность, а то, что у Вас будут совместные интересы с Вашим ребенком, только сделает Вас ближе с ним.