Для молодого музыканта крайне важно не растрачивать энергию попусту, а направлять ее в нужное русло. Да, кто-то скажет, что молодость она на то и молодость, что нужно быть максимально деятельным и принимать участие в любых мало-мальски музыкальных событиях, чтобы заявить о себе. Но спросите тех музыкантов, которые буквально выгорели творчески к своим 35-40 годам – стоило ли оно все того или нужно было направлять свою энергию на действительно что-то конструктивное?
Да, здесь речь идет о концертных выступлениях, которые зачастую не приносят никаких дивидендов – ни моральных, ни материальных. А все потому, что музыкант элементарно выбирает не те концерты и попросту теряет свое время. Так какие именно концертные выступления не мешают, а действительно помогают развитию музыкальной карьеры?
Игра «на разогреве» - нужно ли вам это?
Игра «на разогреве» у другой более известной музыкальной группы – это по своей сути выступление не перед своими зрителями. Вы просто разогреваете публику, настраиваете ее на нужный лад как бокал аперитива перед основной трапезой.
Но если речь идет о музыкальной группе, которая только начинает свой путь, то такие выступления – это реальная возможность отточить свои навыки, научиться вести себя перед аудиторией и, вполне возможно, сделать часть из них своими слушателями. И чем больше будет таких «разогревов», тем лучше. Конечно, когда вы будете более опытными, вы сами будете организовывать концерты (или этим будет заниматься ваш концертный директор), поэтому хэдлайнером будете уже вы, а на разогреве у вас – какая-нибудь малоизвестная, но амбициозная молодая группа. Вот такой своеобразный «круговорот молодых музыкантов в природе».
Выступления на шоукейс-фестивалях
Шоукейс-фестиваль – это такое мероприятие, на котором выступают начинающие музыканты, которые еще не известны широкой аудитории. Основная цель – это обратить на себя внимание СМИ, а также людей, которые профессионально занимаются музыкальным бизнесом. Фактически, это своеобразная «витрина» молодых талантов.
Такие мероприятия проводятся не только в Европе и США, но и в нашей стране. Одним из таких фестивалей является Moscow Music Week, который проводится с 2015 года. Но помните о том, что для участия в этом мероприятии нужно не только подать заявку и отточить свое выступление, но и заранее подготовить и проинформировать тех людей, которых вы хотите заинтересовать. В частности, нужно будет связаться с промоутерами и журналистами, чтобы ваше участие в этом фестивале было замечено.
Провинция или большой город?
Люди в небольших по численности городах не особо избалованы выступлениями известных музыкантов. Часто такие города входят в так называемый «чёс» какого-нибудь музыканта, который за короткий промежуток времени объезжает как можно большее количество небольших городков, где он выступает на местных площадках. Нужно ли говорить, что единственной целью таких выступлений является банальное зарабатывание денег, а о качестве таких концертов особенно речи не идет?
Вот и получается, что люди в провинции охотно идут практически на любой концерт, который проводится в их городе. Делает ли это их менее искушенным и неблагодарным зрителем? Вовсе нет. Тут дело в другом – если вы сделаете больший акцент на выступлениях в небольших городах на местных площадках, то вы практически гарантировано будете собирать по 150-200 человек, но вы можете стать жертвой самообмана. Вам будет казаться, что вы в любом случае соберете «своего слушателя» в любом городе – хоть в Москве, хоть в Питере. Но когда вы столкнетесь с реалиями этой жизни, когда на ваш концерт в Москве придет не более 10 человек (а местная публика достаточно взыскательна), то это может сильно ударить по вашей самооценке. И с таким вот ярлыком «непризнанного гения» вам нужно будет как-то бороться или смириться (но это уже означает фактический конец вас как музыканта).
Выход прост – играйте на разных площадках, в том числе и в крупных городах, где вы сможете постепенно завоевывать свою аудиторию и постоянно находиться в инфополе. Но и про маленькие города забывать не нужно – выступления здесь приносят кучу удовольствия как самому музыканту, так и местным слушателям.
Всегда ли деньги решают всё?
Следующий пункт плавно вытекает из предыдущего. Да, поехав в небольшой городок, вы сможете заработать там достаточно неплохие деньги, но как это поможет продвижению вашей музыкальной карьеры? По этой причине вам следует перемежать такие выступления с участием в различных шоукейс-фестивалях и на разогреве у более известных музыкантов. Эта деятельность направлена именно на ваше продвижение, потому что здесь вы знакомитесь с новыми людьми из музыкального бизнеса, вас начинают постепенно узнавать.
А нужно ли часто давать концерты?
Под конец мы плавно переходим к размышлению о бренности бытия – а нужны ли вообще все эти концерты, если сейчас можно стать вполне известным музыкантом, выкладывая ролики на YouTube? Этот вопрос действительно имеет место быть. Спросите себя – как давно вы были на концерте неизвестной вам группы и после этого стали ее постоянным слушателем? Да, такое случается, но не так часто, как вы думаете. Даже если мы посетили концерт малознакомой группы, какие-то композиции нам понравились, но если у нее нет крутого сайта, видео и записей, то велика вероятность, что мы просто забудем о ней через неделю.
К тому же, есть немало примеров музыкантов, которые прекрасно себя чувствуют без большого количества концертов. К примеру, первый концертный тур Gorillaz вообще состоялся спустя 9 лет после выхода их первого альбома. Но в итоге группа является культовой для многих поколений, при этом те концерты, которые они дают (с интересным визуальным миром с мультипликационными персонажами), надолго остаются в памяти любителей музыки.
Получается, что концерты особо и не нужны? Давайте порассуждаем на примере начинающей музыкальной группы. Допустим, вы выступаете 3-4 раза в месяц. Не бог весть как много, но вполне приемлемо. Предположим, что это не единственный ваш род занятий и у вас еще есть основная работа (которую вы планируете бросить, когда Билли Айлиш позовет вас в соавторы песен). И получается, что каждую неделю вы берете всю свою музыкальную аппаратуру, загружаетесь в свой личный минивэн и едете за несколько десятков или сотен километров, разгружаетесь, делаете саундчек, потом опять едите, выступаете в клубе или еще где, затем загружаетесь и едете обратно. В российских реалиях эта картина выглядит менее презентабельной, потому что вместо минивэна – плацкарт и быстрорастворимая лапша в пути. Все немного утрировано, но тем не менее.
Что мы имеем по итогу? На все эти переезды и выступления, а также обратную дорогу домой, у вас уходит целый день. Допустим, в понедельник вам на работу, а это значит, что после выступления и следующий день уйдет на банальный сон и восстановление сил. Так себе график, не правда ли? Проблема еще и в том, что у вас элементарно не останется времени на написание новых песен, продумывание дальнейшей стратегии развития группы.
Поэтому, по нашему скромному мнению, свои гастроли по ближайшим городам следует отложить, пока вы не будете уверены, что в каждом из них на вас будет приходить определенное количество людей. Все-таки концерт – это ваш совместный с местными промоутерами труд, и он должен приносить прибыль. Пока этого не случится, лучше полностью погрузиться в творчество: пишите новые песни, экспериментируйте со звучанием, активно развивайте свои соцсети, создавайте интересные видео для своих подписчиков. Уверяем вас, что в эпоху интернета вы наверняка найдете своего слушателя и вы сможете доносить свою музыку до как можно большего количества людей.
Что же касается концертов, то их все равно нужно давать. Даже если вы в самом начале пути, вам нужно хотя бы периодически договариваться о выступлении в местном клубе. Живые выступления – это настоящий драйв, они поддерживают пульс группы. Если в записи вы будете звучать великолепно, но на концерте будете выглядеть нелепо и неестественно, то это оттолкнет от вас львиную долю слушателей. Поэтому практика публичных выступлений попросту необходима, но все должно быть постепенно и с немного более рациональным подходом к делу.