закрыть× +7 (499) 730 50 40 / +7 (917) 55 24 888
Частые ошибки при написании песен

При написании песен многие молодые авторы совершают ряд характерных ошибок, которые можно сгруппировать и составить отдельный ТОП. Да, эти ошибки встречаются достаточно часто и не у одного автора. При этом совершенно неважно, какую музыку вы играете, будь то кантри, рок, электроника или инди-поп – наверняка вы хотите, чтобы ваши песни были интересны вашему слушателю.

Безусловно, угодить всем крайне сложно, но нужно стремиться к тому, чтобы хотя бы количество ошибок при написании песен было минимальным, либо их не было вовсе.

Почему содержание песни так важно?

Песня – это основополагающая часть деятельности любой музыкальной группы или сольного исполнителя. Ни один гуру или теоретик музыки не в состоянии точно сказать, что на 100% «зацепит» ваших слушателей, но есть ряд вещей, на которые необходимо обращать внимание. Эти вещи нельзя игнорировать, ведь согласитесь, что лучше изначально разобраться с тем, как это все работает, чем начинать что-то делать, не имея никакого представления о том, чем вы собираетесь заниматься.

Вообще, российский и западный подход к написанию песни немного отличаются. Точнее, к написанию текста песни. На западе главенствует роль самой музыки (аранжировки), а текст является лишь дополнением к общей композиции. Достаточно редко иностранные тексты песен соответствуют высокому полету литературной мысли, но они не перестают звучать от этого менее круто.

Топ ошибок при написании песен

У нас же в России песня, текст которой представляет собой какие-то банальные и повторяющиеся фразы, вряд ли кого-то заинтересует. Да, можно вспомнить Стаса Михайлова, в текстах которого рифмы – это не что иное, как повторение однообразных слов, но это скорее исключение. Помните, что нельзя рифмовать ботинок с полуботинком – это чистое неуважение к слушателю. Все-таки нам больше по душе содержательные тексты в песнях, которые являются своеобразными мини-драматическими произведениями.

Ниже представлены наиболее распространенные ошибки, которые в той или иной степени присутствуют у многих молодых исполнителей.

 

  1. Затянутость

Слишком длинные песни – это одна из явных ошибок, которых уж точно стоит избегать. Вряд ли человек будет слушать одну музыкальную композицию, длина которой превышает 4-5 минут – это своеобразный психологический порог. Слушатель всегда должен быть заинтересован, поэтому такие длинные части могут его попросту отпугнуть. Всегда нужно исходить из того, что если какую-то часть можно сделать короче, то ее надо делать короче.

Ведь кто бы мог подумать, что «Billie Jean» могла вообще не стать хитом. Дело в том, что в первоначальной версии песни, записанной Майклом Джексоном, вступление продолжалось целых три минуты, а сама песня длилась «невозможные» 11 минут. Но благодаря участию продюсера, который убрал все лишнее, мы и имеем произведение музыкального искусства.

Конечно, длинную часть можно сделать интересной, но это получается далеко не во всех случаях. Да и не всегда это уместно.

Топ ошибок при написании песен

 

  1. Слабый припев

Когда мы слушаем иностранные песни, то в большинстве случаев основное, что больше всего нас «цепляет» — это именно припев. В российских песнях это не так заметно, но тоже присутствует.

При прослушивании музыки молодых исполнителей не всегда можно четко проследить начало припева после куплета. Припев должен выделяться на общем фоне в музыкальной композиции. Отличия могут быть незначительными: добавление бэк-вокала, одного или нескольких музыкальных инструментов. Либо отличия могут быть более серьезными: другие аккорды, изменение самой мелодии с аранжировкой. Первый пример резкого отличия припева от куплета, который приходит в голову – это «Hotel California» от Eagles.

Топ ошибок при написании песен

И в том, и в другом случае важно, чтобы припев был эмоционально накаленным, как бы резюмировал все, что сказано в куплетах, и, что самое главное, он должен быть хорошо запоминающимся.

 

  1. Отсутствие фокуса

У молодых исполнителей встречаются песни, в которых непонятны переходы от одного аккорда к другому и вообще нет четкого фокуса. И это замечает не какой-то искушенный меломан, а рядовой слушатель музыки.

Как правило, это прямое следствие недостаточной работы, т.е. сонграйтерства «на скорую руку».

Топ ошибок при написании песен

 

  1. Отсутствие бриджей

Бридж в музыке – это своеобразный мост, связывает разные части песен, создавая логичный переход между ними.

Если, слушая песню, вы чувствуете, что вот-вот наступит припев или еще один куплет, но вы слышите кусок, который отличается от общей композиции, то с большой долей вероятности – это бридж.

Его наличие позволяет сохранять интерес слушателя. И бридж есть практически в каждой песне за редкими исключениями.

Топ ошибок при написании песен

 

  1. Скучная аранжировка

Такая проблема может встречаться у разных исполнителей, вне зависимости от их опыта. Здесь имеется в виду, что музыкальная композиция включает в себя один и тот же набор аккордов. Иногда это работает как оригинальный прием, но такое случается крайне редко, потому что это действительно немного занудно.

 

  1. Нет хуков

Хук в музыке (сейчас мы не имеем в виду классический репертуар) – это часть музыкальной композиции, которая каким-то образом выделяется и особенно нравится слушателям. В переводе hook – это крючок, т.е. эта часть песни «цепляет».

Топ ошибок при написании песен

 

  1. Нет динамики

Хорошая песня – это всегда ритм и динамика, а не просто монотонное звучание. Это своеобразные «напряжение» и «разрядка» в песне, поэтому при написании песни всегда нужно думать об уровне громкости в разных частях композиции.

 

Немного о текстовой составляющей

Песня – это весьма ограниченное по объему и, соответственно, количеству слов и фраз произведение. Любое словосочетание должно быть выверено до мелочей, при этом оно должно нести определенный объем информации.

Топ ошибок при написании песен

 

Но здесь важна не столько информативность, сколько тот факт, что песня должна легко петься и комфортно слушаться. Даже если текст великолепный, то он вполне может оказаться непевческим. В частности, большое количество свистящих и шипящих звуков на стыке слов вызывает большие сложности при исполнении песни. Кстати, английский язык поется намного проще, чем русский, и это объясняется, в том числе, отсутствием по большей части таких звуков в языке.

Вот несколько общих рекомендаций, которые могут помочь при написании текста песни:

  1. Сама стилистика текста должна совпадать с общей концепцией музыкальной композиции. Иными словами, если в песне присутствует лирическая музыка, то вполне очевидно, что сюда не подходит текст с юмористическим подтекстом.
  2. Не нужно начинять текст слишком сложными и малопонятными терминами и фразами. Слишком сложные предложения тоже ни к чему – оставьте это дело Оксимирону. Слушатель не должен после окончания песни бежать за словарем или гуглить незнакомые ему слова и выражения.
  3. Слушатель должен ассоциировать себя с героем песни. Это не самый очевидный пункт, но он желателен. И в большей степени это подходит именно к лирическим композициям, ведь у каждого из нас была и неразделенная любовь, и расставание, и другие жизненные ситуации. Кстати, популярность Стаса Михайлова во многом именно этим и объясняется, что под примитивностью содержания кроется песня, которая максимально близка отдельной части «народа».
  4. Следует избегать банальных и заезженных слов: душа, вечность, слава, любовь и т.д. Текст должен быть интересным и находится где-то посередине, между слащавой банальностью и заумными тирадами.

 

Конечно, написание песни – это не какое-то ремесло, которое поддается четкому структурированию. В большей степени этот процесс остается творческим и то, что кажется не должно «работать» в песне, может выстрелить у какого-то самобытного исполнителя, который берет слушателя своей экспрессией и необычностью.

Но это скорее исключение из правил. Все-таки важно понимать, что уместно в музыкальной композиции, а что нет. Особенно для молодых исполнителей, которые только начинают делать первые шаги в музыке.

15.06.2021